Кума кум на себе к креслу тащит
05.08.2010
В редакцию начали поступать отклики на публикацию "Неистовое выжигание пространства. Вокруг кресла".
Из Переволоцкого позвонил бывший редактор райгазеты Геннадий Мешков. Он попросил напомнить ситуацию, которая сложилась в этом райцентре в прошлые муниципальные выборы. Тогда ставка была сделана только на одного действующего главу. Довольно сильные члены его команды не решились составить ему альтернативу - где из скромности, а где и из как бы установившегося традиционного порядка. В результате выставил свою кандидатуру и победил действующего главу, можно сказать, случайный человек, ни по возрасту (70 лет), ни по деловым качествам не способный "тащить" район. Скоро он доработался до уголовного дела и был вынужден уйти в отставку.
Напоминание об этом, ради которого и откликнулся Геннадий Васильевич, вполне уместно. В правящей партии, судя по всему, нет надежного механизма, который обеспечивал бы объективный внутренний отбор кандидатов. Между тем отношение к ним избирателей определяется не только авторитетом партии и ее программой, а и личными качествами соискателей мандата. В Америке это учитывают. Там развита система внутрипартийного отбора. Мы ведь не понаслышке знаем о так называемых "праймериз", в ходе которых идет предварительное голосование за двух и более кандидатов от одной партии. У нас же такой системы нет. Правда, предпринимается выявление некоего рейтинга. Но опрос для его определения проводится аппаратом все того же главы и им же корректируется, так что "на гора" нередко выдаются обманчивые цифры. Эти цифры тем не менее кладутся в основу решения инстанций, отвечающих за формирование списков кандидатов.
Конечно, есть еще районные собрания, конференции, которые вроде поручаются за своего выдвиженца. Но их состав, как правило, опять же состоит из подчиненных главы района, города или по-иному зависимых от него людей.
Любопытно, как кое-где проходят такие специализированные собрания. Один из читателей, откликнувшихся на нашу публикацию, рассказал такую свеженькую историю. Делегаты, в числе которых оказались и не избранные, а назначенные партийцы, были лишены возможности свободно обсуждать кандидатуру на пост лидера - по сути, прения не открывались. Тогда один из участников собрания под занавес мероприятия исхитрился и попросил слово для справки. Он напомнил о низком рейтинге действующего главы и объявил, что есть альтернативный кандидат, который зарекомендовал себя как достойный руководитель и намерен побороться за кресло. Если его проигнорирует партийная организация, он готов к выдвижению "самоходом".
Упоминание имени соперника вызвало уже описанную в той публикации ярость главы, выдвинутого на второй срок. Но самое интересное произошло дальше. Поднялся руководитель районной избирательной комиссии и обрушился на партийца, который посмел назвать альтернативную кандидатуру, и стал грозить ему карами.
За что, спрашивается? За то, дескать, что означенный партиец преждевременно начал агитацию за альтернативного кандидата.
Ну и дела! Вы, уважаемые читатели, ни за что не догадаетесь, какими мотивами была продиктована это угроза. Ведь альтернативный кандидат не только не зарегистрирован, но даже еще официально не выдвинулся. Так что не могло быть и речи о нарушении правил агитации. А председателю избиркома стоило вообще помолчать, чтобы яростными нападками не выдать своей предвзятости. Но не мог он смолчать. Потому как действующий глава и претендент на второй срок - его кум.
Такое, конечно, могло произойти только в аудитории запуганной или лишенной всякого представления о нормах предвыборной кампании.
Случается и обратное. Один из глав района, откликаясь на нашу публикацию, посетовал, будто некая группа активно "льет грязь" на него, добиваясь переизбрания. Это тоже способно помешать настоящему волеизъявлению населения. Выдвижение, а потом и избрание может быть результатом простой игры сил. Потому что не выявляется или не придается гласности объективная оценка результатов руководства городом или районом. А раз так, в ход идет интрига. Глава, допустивший за свою деятельность 16 банкротств хозяйств, может просто отмахнуться: да это недоброжелатели "мутят воду". В то же время хороший, но не склонный к базарным разборкам руководитель оказывается уязвимым перед лицом напористых интриганов. Делу мог бы помочь некий апелляционный общественный совет, способный следить за чистотой выборов. Но для него нужны взвешенные, независимые люди, а не рьяные защитники того или иного кандидата. Где же их взять, если гражданское общество у нас только формируется и в стране, в области, районах, по сути, нет самостоятельных организаций, способных выдвинуть объективных наблюдателей за выборами?
Наверное, в сегодняшней реальной ситуации сами избиратели обречены разгребать всю предвыборную грязь и докапываться до истины. Впрочем, возможно, где-то уже знают, как противостоять черному интриганству и защитить выборы от произвола их нечестных соискателей кресла, неистово рвущихся к власти.
В. ВЛАДИМИРОВ.